Верстка. основные правила верстки. Правила и принципы вёрстки Набор и верстка

Верстка книг - одна из основных операций изготовления форм и фотоформ. Эта операция включает в себя формирование книжных, журнальных или газетных полос определенного формата. В процессе верстки полосы издания приобретают завершенный вид. От того, как размещены текст, таблицы, формулы, иллюстрационный материал, заголовки, зависит качество оформления издания.

Верстка - один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого книга приобретает свой окончательный вид. От качества ее выполнения прямо зависит качество готовой книги. Это также один из наиболее сложных процессов, обеспечивающий при соблюдении обязательных технических правил стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы, каждого разворота как их содержанию, так и общему принципу оформления издания.

Существуют следующие основные требования к сверстанным полосам в книге: абсолютно точные (до 0,5 п.) размеры полос как по ширине (формату строки), так и по высоте, без каких-либо перекосов или "распоров"; единообразие верстки по всему изданию и приводность верстки.

Единообразие верстки - это одинаковый характер верстки всех полос в книге, имеющих одинаковые элементы, то есть равенство всех спусков на начальных полосах, примерное равенство отбивок всех заголовков и подзаголовков различных рангов, примечаний в тексте, сносок, подписей под рисунками, одинаковый способ заверстки однотипных иллюстраций, одинаковая отбивка колонтитулов и колонцифр и т. п.

"Висячими строками" в типографской практике называют начальные абзацные строки, расположенные в конце полосы, а также концевые строки, расположенные в начале полосы. Так вот, технические правила верстки категорически запрещают наличие таких строк в сверстанном издании, в данном случае, в книге, так как они ухудшают удобочитаемость текста, а также искажают внешний вид полосы набора, лишая ее традиционной прямоугольной формы. Современные правила лишь допускают оканчивать полосу концевой строкой, начинать полосу абзацной строкой, а также размещать в конце или начале полосы абзац из одной строки (например, в прямой речи, когда строка является одновременно и концевой и абзацной).

Правила не ограничивают переносы слов с четной полосы на нечетную, т. е. переносы на одном развороте, однако недопустимо переносить слова с нечетной полосы на четную, это ухудшает удобочитаемость издания, так как читатель должен перевернуть страницу для чтения окончания слова.

Характер верстки книг зависит от группы сложности. Существует четыре группы сложности верстки книг:

* верстка простого (сплошного) текста; верстка текста с не шрифтовыми выделениями, таблицами, формулами;

* верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка;

* сложная верстка (дополнительно к третьей группе - композиционные выделения).

Правила верстки книг сплошного, усложненного текста и текста с иллюстрациями

Основные правила верстки книг следующие: Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковы по высоте, т. е. содержать одинаковое число строк основного набора. При заверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблицы, формулы и т. д.) рассчитывается сколько полных строк нужно изъять, чтобы заверстать указанные части полос. Допустимые отклонения по высоте полосыне должны превышать 0,5 мм. Верстка должна быть приводной, то есть строки набора, расположенные на нечетной полосе, должны совпадать “на просвет” со строками на четной. Это может быть выполнено при строгом приведении текста, формул, таблиц, набранных другим кеглем, и размера иллюстраций вместе с подписью и отбивками от текста к размеру, кратному интерлиньяжу основного текста.

При верстке должна быть выдержанна прямоугольность полос, для этого нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не заканчивалась начальной абзацной строкой, т. е. не должно быть “висячих” строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом.

Верстка должна быть единообразной, то есть однотипные элементы полосы (заголовки, примечания, сноски, колонцифры, таблицы, формулы, иллюстрации и т. п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь однотипную отбивку по всему изданию. Отклонения в размерах отбивок, в зависимости от кегля основного набора, не должны превышать 4-6 п.

Спуск в начальных полосах во всем издании должен быть одинаковым. Чаще всего спуск (отступ от начала полосы) выбирается равным 1/4 части наборной полосы. Допустимые отклонения размера спуска - одна, две строки основного набора с учетом приводности.

Верстка текстовых полос сплошного текста не представляет особой сложности. В настоящее время при фотонаборе и с использованием ПК настольных издательских систем она выполняется автоматически и только в сложных случаях - в диалоговом режиме.

Начальные полосы по оформлению могут быть трех видов: со спуском; без спуска, но с инициалом; со шмуцтитулом в виде “шапки”. Вариант оформления начальных полос выбирается художником издательства в зависимости от вида издания.

Инициал представляет собой прописную (заглавную) букву большого кегля, которая заменяет первую букву текста строки. Инициал может быть шрифтовым или рисованным. Иногда предусматривается печать инициала другой краской.

При верстке спусковых полос с внутренним титулом в виде “шапки” он устанавливается в счет спуска.

При заверстке концевых полос выдерживаются следующие правила: если текста мало, его нужно или вместить в предыдущую полосу (вгонка) или увеличить так, чтобы текстом было занято не менее 1/4 высоты полосы (выгонка). Вгонке и выгонке часто подвергается текст не одного, а нескольких абзацев в процессе переверстки.

Если текста на концевой полосе много, то полоса не должна быть короче полной меньше чем на четыре строки.

На концевых полосах иногда устанавливаются концовки, которые отбиваются от текста одинаково для данного издания в пределах от 3/4 кв. до 2 кв.

Все рассмотренные основные правила верстки действительны и для усложненного и сложного текста. Далее будут рассмотрены только специфические особенности заверстки стихотворений, выводов и таблиц, формул и иллюстраций.

Стихотворения, помещаемые на отдельных полосах или внутри основного текста, завёрстываются так, чтобы стихотворная полоса или часть ее оказалась на оптической середине страницы. Стихотворения внутри прозы завёрстываются, как дополнительный текст, с отбивкой от основного текста в пределах одной строки основного текста.

Отбивка строф стихотворений одна от другой, заверстываемых на отдельных полосах, производится на кегль стихотворного шрифта; для предотвращения разрыва строф при переносах допускается уменьшение отбивки до 0,5 и увеличение - до 1,5 кегельных.

При переносе части стихотворения на другую полосу на предыдущей полосе должно оставаться не менее двух строк, лучше если при переносе стихотворение разбивается по парам стихов.

Строфы стихотворения, набранные в порядке чередования без втяжки и с втяжкой, друг от друга не отбиваются. Строфы стихотворения, заверстанного на развороте, должны быть единообразно оформлены и отбиты. Рубрики и звездочки, заменяющие рубрики в стихотворных текстах, отбиваются в соответствии с общими правилами отбивки рубрик.

При верстке драматических произведений обращают внимание на следующие специфические требования: имена действующих лиц, набранные отдельными строками, отбиваются от основного текста подобно рубрикам, при этом размер строки с именами действующих лиц и отбивка должны быть кратны кеглю шрифта основного набора. Ремарки, помещаемые среди речи действующих лиц отдельными строками, отбиваются от текста на 2-4 п сверху и снизу (одинаково). При наборе с увеличенным интерлиньяжем (на шпоны) отбивка увеличивается на соответствующий размер. Полосу нельзя заканчивать строкой с именем действующего лица и ремаркой, а текст переносить на другую полосу; ремарка должна закрываться минимально двумя строками. Реплика, перенесенная на другую полосу, также должна быть закрыта не менее чем двумя строками. Нельзя начинать полосу ремаркой, расположенной среди речи действующего лица, ремарку в этом случае следует подверстать внизу предыдущей полосы.

Таблицы и выводы завёрстываются непосредственно за текстом, к которому они относятся, а если по техническим причинам этого сделать нельзя, то таблиц или вывод заверстывают в любом месте полосы в пределах разворота, для чего в тексте дается ссылка с указанием номера таблицы. При заверстке таблиц (выводов) вразрез они должны помещаться на оптической середине полосы и отбиваться от текста в пределах одной строки кегля шрифта основного набора с учетом приводности.

Поперечные - на нечетных полосах заголовком к наружному полю, а на четных полосах - заголовком к корешковому полю. Продольно-распашные таблицы желательно располагать на развороте с увеличением каждой половины на 1-2 цицеро для выхода в корешковое поле.

Поперечно-распашные таблицы всегда размещаются на развороте. Строки текста, сноски и примечания подвёрстываются к распашным таблицам с выключкой на нечетной полосе влево, а на четной - вправо. Если таблица не помещается она полосе полностью, то ее разделяют на две части с переносом второй части на следующую полосу.

Таблицы малого формата могут быть заверстаны в оборку. Минимальный формат оборки (текста, стоящего рядом с таблицей) - 2-2,5 кв. Таблицы отбиваются от текста сбоку на 6-12 п, от текста сверху на 2-4 п, а остальная отбивка делается снизу с соблюдением условий приводности.

Формулы завёрстываются строго по разметке оригинала и отбиваются от текста сверху и снизу максимально на кегль шрифта основного набора с обязательным соблюдением условий приводности. Если формуле предшествует короткая концевая строка текста, то формула сверху не отбивается или даже частично (на 2-4 п) входит в предыдущую строку (в компактных технических изданиях). Полоса формулой не начинается, только в порядке исключения при переносе формул; формулу, состоящую из трех строк, разрывать при переносе нельзя; группу формул из четырех строк при переносе с полосы на полосу делят пополам. Формула или группа формул завёрстываются в красную строку. Формулы, входящие в группу, разбиваются между собой не более чем на 4 п.

Чтобы не нарушать приводность, при заверстке формул, так же как и таблиц, необходимо просчитать сколько строк основного текста нужно изъять из полосы, чтобы поместить там указанный дополнительный текст вместе с отбивками. Число строк должно быть целым, чтобы текстовые строки опять совпали на просвет со строками текста на обороте полосы.

Место расположения иллюстрации на полосе устанавливается в издательстве при разметке оригинала, изготовление макета, при разметке распечаток, предназначенных для верстки, в процессе изготовления оригинал-макета или репродуцируемого оригинал-макета (РОМ).

Иллюстрацию следует верстать близко к тексту, к которому она относится, после ссылки на нее. Иллюстрация, равная по ширине наборной полосе, может быть установлена вверху, внизу или на оптической середине полосы вразрез. При заверстке вразрез двух иллюстраций одна под другой между ними должно быть не менее трех строк текста, не считая подписи, и обе иллюстрации должны располагаться на оптической середине полосы. Правило приводности при заверстке иллюстраций вразрез также строго выполняется, т.е. размер иллюстрации с подписью и отбивками от текста сверху и снизу должен быть кратен интерлиньяжу основного набора. Иллюстрация отбивается от текста в пределах цицеро.

Большое значение имеет согласованность расположения нескольких иллюстраций на развороте: иллюстрацию лучше выравнивать по нижней линии, располагать их симметрично по диагонали (в отдельных изданиях используется и асимметричное расположение как прием оформления).

При открытой заверстке вверху или внизу полосы под иллюстрацию нельзя помещать концевую строку абзаца, а над иллюстрацией - абзацную строку. Нельзя заверстывать иллюстрацию перед заголовком следующего раздела.

При заверстке иллюстрации в угол или в край полосы внешние линии рисунка иллюстрации должны совпадать с краем текста. На концевых полосах обычно иллюстрации не заверстывают, а если это необходимо, под иллюстрацию должно быть установлено не менее 5-6 строк.

Если на полосе одна иллюстрация в оборку, то она устанавливается к наружному полю, вторая иллюстрация в оборку ставится к наружному или корешковому полю, при этом их должны разделять не менее трех полноформатных строк. При закрытой верстке иллюстрация располагается на оптической середине полосы. При заверстке в оборку необходимо соблюдать основное правило - строки оборки должны составлять прямоугольник, то есть не допускается, чтобы строка над иллюстрацией была концевой (неполной), а строка под иллюстрацией не должна быть абзацной. В оборке нельзя размещать рубрики. Иллюстрация отбивается от текста сверху на величину, равную кеглю шрифта основного текста, а сбоку от текста оборки - в пределах цицеро, так чтобы формат оборки был кратен цицеро.

Подрисуночная подпись отбивается от иллюстрации в пределах кегля основного набора, пробел между подписью и нижеследующим текстом должен быть несколько больше, чем между иллюстрацией и подписью.

Подписи под рисунки набираются шрифтом следующих кеглей: при наборе основного текста кеглем 12 п - кеглем 10 п или 8 п; при наборе основного текста кеглем 10 п - 8 п; кеглем 8 п - 8 п. В целом высота иллюстрации с подписью и отбивками от текста (окно для заверстки иллюстрации) должна быть кратна кеглю шрифта основного набора. Исходя из размера окна, можно рассчитать количество строк оборки, т.е. строк, набранных на меньший формат и расположенных сбоку от иллюстрации.

Для фигурных иллюстраций иногда делают ступенчатую оборку. При большом количестве иллюстраций малого формата их иногда завертывают на отдельной полосе, заключая в общую рамку, что придает полосе законченный вид.

Если набор и верстка выполняются по оригиналу-макету или по расчетному макету, то размер окна для заверстки иллюстраций с подписью или без нее определяется в донаборной стадии, также до рассчитывается формат и число строк оборки.

Верстка и виды верстки газетных полос.

Вёрстка - это монтаж полос издания заданного размера из составных элементов: наборных строк текста, заголовков, формул, таблиц, репродукций иллюстраций, украшений, колонцифр, колонтитул и т.д. Это один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. От качества выполнения вёрстки прямо зависит качество готовой книги, журнала или газеты.
Виды верстки в газете определяют по след. признакам:
Конфигурации материала:
- прямая (материал имеет форму прямоугольника; верстка статична, удобна для восприятия);
- ломаная (публикация представляет собой многоугольник, насчитывающий более четырех углов; верстка динамична, но при неумелом применении трудна для восприятия; корректнее рассматривать на уровне одного материала, так как практически не встречается полос, где все публикации имели бы ломаную конфигурацию).
2. Соотношению ширины и высоты публикации:
- горизонтальная (ярусная; подчеркивает иерархию материалов);
- горизонтальная с вертикальными пересечениями (на полосе сочетаются вертикально и горизонтально смакетированные материалы, но горизонтально расположенных публикаций больше);
- вертикальная с горизонтальными пересечениями (аналогично предыдущему пункту, но больше вертикальных);
- вертикальная (уравнивает значение материалов).
3. Отношению к осям симметрии:
- симметричная (относительно вертикальной оси симметрии полосы; используется при макетировании публикаций, занимающих целую страницу; печатании политических программ, заявлений, биографий и портретов кандидатов во время избирательной кампании; опубликовании нескольких выступлений, содержащих полярные взгляды на одну и ту же проблему);
- асимметричная.
4. Ширине колонок материала:
- постоянная;
- переменная по горизонтали (может проявиться на уровне как подборки, блока, полосы, разворота, так и номера).
Композиция газетной полосы
Отдельные части газетного набора имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций на полосе.
Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть. Основные ее элементы: название газеты; постоянный призыв; название организации (органа), помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска. Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа. Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.
Подборка — материал однородный по теме; его размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком — шапкой. Подборки могут быть тематическими и разнотемными. В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого материала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.
Окно — статья или изображение, прямоугольно заверстанные в верхнем правом углу полосы. Окно отбивают от текста снизу и сбоку жирными линейками.
Фонарь — статья (или изображение), заверстанные в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой статьи должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.
Подвал — статья, размещенная в нескольких, а чаще всего во всех колонках внизу полосы. Отделяют подвал от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагают чаще всего над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше ¼ и не меньше ⅓ высоты полосы.
Стояк — статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.
Уголок — статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.
Чердак — крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину полосы или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.
Подверстка — материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ним не связанной.
Объявления заверстывают обычно на последней полосе.
Колонтитулы располагают либо на весь формат полосы, либо внизу с заверсткой в углу на формат одной колонки: на четных страницах — в первой колонке, на нечетных — в последней. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.
Основные особенности газетной верстки
Все полосы газеты должны иметь одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе. Все колонки в полосе должны быть одинаковой длины.
Хотя многие правила книжно-журнальной верстки применимы и для газетной, но требования к верстке несколько смягчены, так например при наборе и верстке газет необязательно выполнение требования приводности строк; нужно выдерживать лишь горизонтальную приводку строк в одной статье и приводку последних строк всех колонок; допустимы переносы, идущие подряд в нескольких строках, и др.

Верстка и виды верстки иллюстрационных и заголовочных комплексов.
Заголовочный комплекс - самый сложный в газете. Он обладает важным для каждого содержательного соединения элементов признаком: мягкостью перехода с одного уровня объединения на другой, размытостью границ между ними. По степеням сложности все заголовочные комплексы можно разделить на три разновидности:
Простые комплексы (собственно заголовок, состоящий из одной, двух строк и более);
Сложные заголовки (объединение на плоскости заголовков нескольких видов);
Составные комплексы (заголовок плюс иллюстрация, врезка и т.д.).
Верстка иллюстраций и заголовочных комплексов бывает:
Открытая вёрстка - При открытой верстке элемент прикрыт, как минимум, тремя строками основного текста либо сверху, либо снизу. Другими словами, при открытой верстке элемент располагается вверху или внизу полосы набора.
Закрытая вёрстка - элемент помещен внутри текста и граничат с текстом по двум или трём сторонам. Закрытая вёрстка характеризуется тем, что элемент соприкасается с одним нолем (исключая корешковое) и закрывается при постановке в разрез снизу и сверху текстом.
Глухая вёрстка - Глухая вёрстка равносильна двусторонней оборке. При таком способе вёрстки элемент окружён текстом со всех сторон или с трёх, включая обе боковые. Глухая вёрстка в чистом виде - крайняя редкость. Она вынуждает типографа либо разрывать строку, либо сужать её, образуя две узких колонки по бокам от иллюстрации. В обоих случаях читатель испытывает серьёзнейшие неудобства.
Вёрстка с выходом на поле - элемент частично вынесен на поле, за пределы формата полосы. По техническим правилам вёрстки такая иллюстрация или таблица должна выходить за формат полосы набора не менее чем на 1/2 кв.
Вёрстка вразрез - элемент разрезает текст полосы, и строки текста прикрывают их сверху и снизу. Над и под таблицами должно стоять не менее 4 строк, над и под иллюстрациями — не меньше 3 строк. При этом над иллюстрацией нельзя оставлять начальную строку с абзацным отступом и под иллюстрацией — концевую строку абзаца.
Вёрстка на полях - вёрстка элементов на поле, обычно боковом наружном, расширенном благодаря сужению формата набора. Такая вёрстка целесообразна при большом числе мелких иллюстраций.
Вёрстка «под обрез» - элемент занимает всю полосу и одно, два, три или четыре поля. В случае с иллюстрацией это не только зрительно её увеличивает, но и помогает приобрести новое качество — выпущенная под обрез, она как бы теряют свою пространственную ограниченность, как будто продолжается за линией обреза, и это усиливает производимое ею впечатление.
Вёрстка в оборку - размещение нешироких иллюстраций или таблиц сбоку от набранных на узкий формат строк, которые обтекают, обирают этот элемент. Технические правила вёрстки допускают завёрстывать в оборку только таблицы или иллюстрации, ширина которых с отбивкой у́же формата строки не менее чем на 2—3 кв.
Вопросы верстки дополнены материалами моего реферата.
Остальной материал про иллюстрации и т.д. из этого вопроса убираю, так как, ИМХО, считаю его не относящимся к этому вопросу.

Элементы оформления и комплексы элементов.
Элемент оформления - это одна из составных частей внешней формы периодического издания, обладающая определённой функцией при передаче содержания, имеющая своё назначение и ряд специфических признаков, которые позволяют выделить данный элемент из всей системы оформления.
Характерный признак элемента - это его универсальность, кроме того все без исключения элементы оформления двумерны (т.е. имеют размерные характеристики - длину (высоту) и ширину).
Шрифт.
- титульный шрифт - используется для набора заголовков (функция), выделяет их (назначение); характеризуется кеглем, начертанием и рисунком.
- текстовой шрифт - формально отличается от титульного кеглем; как правило, используется шрифт светлого начертания.
Пробельные элементы.
Типы пробелов:
- межбуквенные;
- междусловные;
- междустрочные;
- межколонные;
- «воздух» (в заголовках и вокруг изобразительных материалов) - один из основных средств акцентирования материалов;
- «шахта»;
- средник;
- поля;
+ спуск (т.е. отступ от верха полноформатной полосы) - монтируется из пробельных элементов. Спуск часто заменяется отступом от левого края, причём начальная полоса получается более узкой, чем рядовые.
Разрядка - типичное средство выделения и особенность оформления ежемесячных изданий.
Пробелы в заголовках:
- используется разрядка;
- выключка заголовков. Выделяют три вида: вправо, влево и в «красную строку». Причём выключка влево или вправо считается более сложными видами, так как они сложнее в композиционном плане, так как приходится думать об уравновешивании белых пятен «воздуха».
- с разбивкой или без разбивки;
- междустрочная отбивка: сверху и снизу.
Декоративные элементы.
- линейки (часто используются вместо межколонных отбивок в журналах);
- украшения, орнаменты (к примеру, бордюр или виньетка);
- заставки;
- плашки (печатные формы со сплошной печатающей поверхностью; плашка необходима для печати сплошного фона той или иной площади);
- инфографика.
Изобразительные элементы, т.е. иллюстрации.
Комплексом элементов оформления называется объединение элементов, имеющее формально законченный, но содержательно не завершённый характер.
Комплексы элементов не являются самостоятельными. Они - непременная часть более сложных образований, и, как правило, не рассчитаны на изолированное восприятие. Различные комплексы вместе образуют подсистемы. В периодических изданиях это так называемые материалы, представляющие собой законченное журналистское произведение (статья, корреспонденции и т.д.).
Первый признак, который позволяет разделить все комплексы на две большие группы, - их назначение, функция.
По назначению различаются служебно-вспомогательные комплексы и основные.
К основным относится:
Заголовочные;
- простые (собственно заголовок, состоящий из одной двух строк - не более) и сложные заголовки (объединение заголовков нескольких видов), а так же составной заголовочный комплекс (+ иллюстрация и врезка и т.д.);
- над текстом;
- внутри текста («утопительный»);
- сбоку от материала («боковик»);
- под публикацией.
Иллюстрационные;
Поясняющие (врезки):
- абзац (водка, врез);
- комментарий;
- эпиграф;
- посвящение;
- лозунг;
- цитата;
- справка;
- таблица;
- сноска;
- авторская подпись;
- подпись под иллюстрацией;
- анонс;
- содержание и их разновидности.
Текстовые комплексы;
Бывает простой текстовой комплекс, состоящий из абзацев и колонок, сложный - в этом случае в тексте расставлены акценты, составной - в тексте появляются комплексы других разновидностей (поясняющие, заголовочные, иллюстрационные).
Правила набора:
- абзацный отступ
- концевая строка
- длинная концевая строка (должна быть полной или заканчиваться пробелом не меньшим, чем абзацный отступ) - при невыключенном наборе должна быть самой короткой строкой абзаца;
- междусловные пробелы - пробелы между словами на протяжении одной строки должны быть одинаковыми;
- коридоры - в наборе не должно быть совпадения пробелов в трёх и более смежных строках;
- переносы - в газетном тексте - не более пяти переносом подряд, в журнальном - не более четырёх;
- «чужие» буквы - не должно быть букв другого кегля и написания;
- втяжка - набор части текста на более узкую ширину колонки для выделения;
- трекинг - в газетах и журналах не допускается уменьшение трекинга, разрядка разрешена в специализированных изданиях для акцентирования;
- интерлиньяж.
В группу вспомогательных объединений входят:
Титульный комплекс (включает в себя - название газеты или журнала, порядковый номер за текущий год и с момента первого выпуска, время основания издания, дата выхода данного номера, профессионально издаваемые издания указывают цену, возможен и слоган). Иногда титульный комплекс называют логотипом;
Колонтитулы (элемент аппарата издания, содержащий некоторые данные об издании - фамилии автора, заглавие книги или журнала, статьи, заголовок раздел - помещаемые вверху каждой страницы (иногда сбоку, внизу) и помогающие читатею ориентироваться в содержании текста на странице. Часто делятся на две части: с законченным содержанием и незаконченным;
Колонцифры;
Выходные (синоним выпускных данных);
Выпускные данные (выходные сведения) - учредители, издатели. Фамилии главного редактора. Ведущего редактора, ответственного секретаря и т.д. Здесь же электронный адрес, индексы - сведения, которые помогают установить обратную связь. + адрес типографии, и всё что связано с типографией.

При верстке текста следует помнить, что существуют определенные требования к качеству работы дизайнера, макетировщика или верстальщика. Без выполнения этих требований не может быть и речи, чтобы работа считалась сделанной качественно, а работник претендовал на звание профессионала.

Единообразие – один из главных критериев качественной верстки. Это означает, что дизайнер должен составить определенные нормы верстки для данного издания и следовать им на протяжении всей работы.

Критерии единообразия верстки таковы:

Высота полос текста должна быть одинаковой (рис. 2.23), колонки газеты или страницы книги должны быть одинаковой высоты плюс-минус одна строка (для ликвидации висячих строк, о чем мы поговорим чуть позже); это правило не касается последней страницы главы или раздела книги, если следующая глава начинается с новой страницы;

Рис. 2.23. Типичная ошибка в единообразии верстки: различная высота полос текста


Основной текст должен быть набран одинаковым шрифтом, недопустимо изменять кегль на разных страницах книги или в разных колонках газеты; в газетной верстке, по правилам, все статьи должны быть набраны шрифтом одной гарнитуры и одного кегля, что зачастую не выполняется начинающими дизайнерами и верстальщиками; это, разумеется, не касается случаев, когда изменением гарнитуры или кегля создаются выделения;

Отбивки и отступы различных элементов (таблиц, иллюстраций, подписей к ним) должны быть одинаковыми на протяжении всего текста;

Оформление таблиц, иллюстраций, цитат (при оформлении целыми абзацами), заголовков и всех прочих элементов оформления должно быть одинаковым на протяжении всего издания.

Приводная верстка также является показателем качества выполненной работы. Приводной называется такая верстка, при которой совпадают строки на обеих сторонах бумаги так, что при печати на тонкой бумаге между строками не виден текст оборотной страницы; также строки должны совпадать по высоте в соседних колонках или на соседних страницах. Пример ошибки в приводной верстке приведен на рис. 2.24.


Рис. 2.24. Типичная ошибка в приводной верстке: разный интерлиньяж на соседних страницах


Добиться приводной верстки можно, если размер иллюстраций, таблиц, заголовков и отступов кратен размеру строк; в случае необходимости отступы увеличиваются, чтобы выровнять последующий текст.

Примечание

Приводной верстки практически невозможно добиться при использовании отступов между абзацами, поскольку они должны быть небольшого размера, чтобы не создавать впечатления разорванности текста, и не могут быть величиной в строку текста.

В русской типографике отступы между абзацами используются редко, а приводная верстка имеет большое значение. В англо-американской же типографике отступы между абзацами применяются чаще, а приводная верстка – несущественный критерий правильности.

Само собой, приводность особо важна при верстке газет или изданий на тонкой бумаге. На плотной бумаге просвечивание строк с оборотной стороны листа практически исключено, и дизайнер может отказаться от приводной верстки, обращая, однако, внимание на согласование строк в соседних колонках или на соседних страницах.

Кроме требований к верстке, типографика содержит также описание типичных ошибок в оформлении текста. Не все из них являются грубыми, и в зависимости от характера издания (научное, академическое, популярное, периодическое) некоторые могут иметь меньшую важность или вообще игнорироваться.

Ниже мы приводим список наиболее часто встречающихся ошибок в оформлении текста.

Висячими строками называют первую или последнюю строку абзаца в том случае, когда остальной текст абзаца оказался на другой странице. По правилам типографики, нельзя переносить последнюю строку абзаца на новую страницу и нельзя оставлять на предыдущей странице первую строку абзаца «в одиночестве» (рис. 2.25).


Рис. 2.25. Типичная ошибка верстки: висячая строка (слева)


В русской типографике достаточным количеством строк, которые можно оставить на странице или перенести на следующую, считается две. В зарубежной типографике существуют более сложные и жесткие правила, которые мы не будем рассматривать, но учтем и не будем удивляться тому, что многие программы верстки, как и программа Adobe InDesign, позволяют указать количество строк, которые можно отрывать от абзаца, и автоматически контролируют подобные ошибки.

Примечание

Зарубежная типографика также различает первую и последнюю строки абзаца. При отрыве от абзаца первой строки она называется widow (вдова), а последняя строка – orphan (сирота). Adobe InDesign и другие программы верстки позволяют отдельно настраивать контроль первых и последних висячих строк. Такое различие не используется в русской типографике, и при работе мы будем указывать одинаковые параметры контроля для обоих видов висячих строк.

Присутствие висячих строк в тексте в любом случае является ошибкой, однако при верстке газет с этой ошибкой часто смиряются из-за нехватки времени. Во всех остальных случаях дизайнер обязан устранить висячие строки. Достигнуть этого можно несколькими способами:

За счет изменения ширины межбуквенных и межсловных пробелов, что позволяет увеличить или уменьшить объем абзаца, добавив или «сэкономив» строку;

Изменив интерлиньяж, что позволяет вытеснить или втянуть строку в полосу, колонку или страницу; этот способ считается нежелательным, поскольку разное межстрочное расстояние на соседних страницах, в свою очередь, является ошибкой;

За счет переноса абзаца целиком на новую страницу (в случае «повисания» первой строки); следствие такого исправления – разное количество строк на соседних страницах, что может быть скорректировано отдельно;

Сократив или увеличив объем текста на странице (изменение каких-либо оборотов в тексте, введение сокращений и т. д.); этот способ не в компетенции дизайнера, такими изменениями ведает редактор, и производятся они только по согласованию с автором.

Грубыми ошибками также считаются отрыв заголовка от текста раздела или разрыв заголовка на две страницы (рис. 2.26). На рис. 2.27 приведен правильный вариант верстки, с переносом заголовка и следующих строк на другую страницу.


Рис. 2.26. Типичная ошибка верстки: отрыв заголовка от текста главы



Рис. 2.27. Правильно выполненный разрыв текста после заголовка


Отрыв заголовка от текста часто происходит при использовании заголовков в разрыв текста, и подобная ошибка настолько распространенная и в то же время грубая, что программы верстки могут ее контролировать автоматически, как и висячие строки. Большинство программ верстки (в том числе и Adobe InDesign) позволяют запретить разрывать строки какого-либо абзаца или отделять абзац от следующих за ним строк.

Считается, что перед заголовком в разрыв текста на странице должно быть не менее трех строк (иногда это число еще увеличивают). Точно так же, если заголовок находится в конце страницы, после него должно быть не менее трех строк (см. рис. 2.27). Если эти условия нельзя выполнить, то заголовок должен начинаться на новой странице и иметь небольшой отступ от верхнего края поля набора.

Красоту и профессиональность верстки можно оценить также по следующим признакам:

Отсутствие коридоров – совпадающих по горизонтали пробелов в соседних строках, которые отвлекают читателя при чтении и ухудшают читабельность текста (рис. 2.28);


Рис. 2.28. Коридор из пробелов


Правильное разнесение слов заголовка на разные строки (предлоги не должны отрываться от слов, тесно увязанные словосочетания должны быть в одной строке; в идеале каждая строка должна содержать осмысленный фрагмент текста); считается крайне нежелательным использовать в заголовке переносы (рис. 2.29);


Рис. 2.29. Неправильное (слева) и правильное (справа) разнесение заголовка на разные строки


Правильность переносов слов (хотя большинство программ верстки позволяют устанавливать автоматические переносы, они могут неправильно переносить незнакомые слова) (рис. 2.30);


Рис. 2.30. Отрыв инициалов и сокращений

Компьютерный набор. Основные правила набора.

Набором называется процесс формирования текстовых строк с соблюдением грамматических и технических правил и выключка их в установленном формате.

Основные технические правила набора:

Нормальный пробел между словами в строке равен полукегельной (100%);при формате набора от 4 кв. и более допускается уменьшение пробела до 1/4 кегельной (75%) и увеличение до 3/4 кегельной (150%). При формате набора меньше 4 кв допускается увеличение пробела до 1 кегельной (200%).Пробелы внутри одной строки и в смежных строках не должны заметно различаться между собой. Не допускается совпадения пробелов в трех и более рядом стоящих строках с образованием «коридоров» как прямых, так и косых. Абзацные отступы внутри одного издания должны быть одинаковыми. При формате набора до 5 кв. абзацный отступ равен 1 кегельной, при формате от 5 кв. до 6,5 кв. абзацный отступ равен 1,5 кегельной, при формате от 6,5 кв. и более абзацный отступ равен 2 кегельным. Концевые строки абзаца должны перекрывать абзацный отступ не менее, чем в 1,5 раза. При наборе без абзацных отступов концевые строки должны быть короче полных строк не менее чем на 1/2 кв.

Не рекомендуется заканчивать более четырех строк подряд точкой, дефисом, запятой, двоеточием. Знаки препинания не отбиваются от предыдущего слова. Тире между словами отбивают с двух сторон на 2 пункта, но от запятой и кавычек не отбивают. Тире между цифрами и от цифр не отбивают. Количество строк в полных полосах должно быть одинаковым во всем издании.

Верстка. Основные правила верстки.

Верстка -- формирование наборных полос из основного, дополнительного и вспомогательного текстов, которые должны быть окончательно оформлены, объединены с иллюстрациями и расположены в определенных местах полосы с учетом основных правил верстки.

Основные правила книжной верстки следующие:

  • 1. Полные полосы конкретного издания должны быть одинаковы по высоте, т.е. содержать одинаковое число строк основного набора. При заверстке иллюстраций или дополнительного текста (таблиц, заголовков, сносок, формул т.д.) рассчитывается какое количество полных строк нужно изъять, чтобы заверстать указанные части полос.
  • 2. Верстка должна быть приводной, т.е. строки набора, расположенные на нечетной полосе, должны совпадать «на просвет» со строками на четной. Это может быть выполнено при строгом приведении текста, формул, таблиц, набранных другим кеглем, и размера иллюстраций вместе с подписью и отбивками от текста к размеру, кратному интерлиньяжу набора.
  • 3. При верстке должна быть выдержана прямоугольность полос, для этого нужно, чтобы полоса не начиналась неполной концевой строкой абзаца и не заканчивалась начальной абзацной строкой, т.е. не должно быть «висячих» строк. Нечетную полосу нельзя заканчивать переносом.
  • 4. Верстка должна быть единообразной, т.е. однотипные элементы полосы (заголовки разных уровней, сноски, таблицы, формулы, иллюстрации и подписи под ними, колонтитула, колонцифры и т.п.) должны быть одинаково заверстаны и иметь одинаковую отбивку по всему изданию. Допустимые отклонения с учетом приводности верстки не должны превышать 2 pt.

Комп. набор.

Современный способ набора текста. Он же рукописный в средние века, он же набор из деревянных букв в чуть более позднее время, он же изготовление из гарта на строкоотливных машинах. Видимо, следующим этапом будет набор с голоса. Компьютерный набор дает возможность одновременно проводить корректуру текста, верстку и прочие редакционно-издательские действа, предшествующие печати.

Комп. верстка.

В полиграфии и издательском деле верстка - это процедура формирования страниц (полос) издания с помощью компоновки текстовой и графической информации на этих страницах. современная компьютерная вёрстка -- это сложный творческий и технологический процесс, который заключается в оптимальном формировании электронных полос издания при помощи новейших средств компьютерного программного обеспечения.

В полиграфии и издательском деле верстка – это процедура формирования страниц (полос) издания с помощью компоновки текстовой и графической информации на этих страницах.
В эпоху докомпьютерного набора верстка журналов, книг и т.д. делалась вручную: на линотипе или монотипе набирался текст, к которому добавлялись иллюстрационные клише и далее, эти элементы оформлялись пробелами и линейками при помощи вспомогательных инструментов.
Бурное развитие цифровых технологий в настоящее время привело к тому, что верстальщики для работы стали использовать компьютеры и работать в специальных верстальных программах.
И так, верстка макета - это такой вид работ, в процессе выполнения которых на полосах нужного формата размещается материал книги (буклета, каталога, брошюры).

Вёрстка буклета

Буклет можно назвать разновидностью листовки, так как он представляет собой лист бумаги, сложенный определенным образом и имеющий от 4 и более страниц. Компоновка текстового и иллюстративного материала для буклета требует соблюдения тех же правил, что и при верстке остальных видов полиграфии с той лишь особенностью, что располагаются страницы совершенно иным образом, зависящим от способа фальцовки. Способов же компоновки буклетов несколько, но основных три: гармошкой, перекрестными и оконными фальцами. В зависимости от порядка расположения страниц и ведётся верстка буклета специализированными средствами графических пакетов.

Верстка буклетов – это довольно непростой процесс. Его сложность заключается в том, что в небольшом издании необходимо разместить максимально большой объем информации, в результате чего, буклет должен выглядеть компактным и гармоничным. Поэтому здесь очень важна высокопрофессиональная и качественная полиграфическая верстка.

Вёрстка брошюры

Брошюра относится к многостраничной полиграфии. Все существующие каталоги, журналы и даже некоторые книги (объемом до 48 страниц) считаются брошюрами, так как создаются они по одним и тем же принципам верстки. У каждой типографии существуют свои технические требования. Согласно им и ведется верстка макета брошюр , буклетов и другой полиграфии. Эти же требования, в большей степени применимы и к вёрстке журнала, который является по сути, той же брошюрой, только большего объема, и издаваемой периодически.

Верстка многостраничных (многополосных) изданий, таких буклет, брошюра, журнал имеет целый ряд принципиальных особенностей и отличий от верстки тех же визиток листовок или, например, многостраничных каталогов продукции.

Для того, чтобы комфортно воспринимать текстовой материал в издании и обеспечить безупречное качество издаваемого продукта, верстка макетов требует соблюдения многих правил и ограничений.

Существуют особые правила и законны вёрстки, которые знает каждый специалист. Иногда нелишне знать о них и заказчику, чтобы не предъявлять неграмотные и непрофессиональные пожелания и требования. Они затем неизбежно отрицательно скажутся на финальной стадии выпуска продукции.

Правила вёрстки многополосных печатных изданий максимально просты:

    Титульный лист

    В сверстанном издании титульный лист, шмуцтитулы, начало первого из предисловий и основного текста необходимо заверстывать на нечетных полосах.

    Висячие строки

    Не следует оставлять неполные строки, соответственно, последние и первые в абзаце, ни в конце, ни в начале сверстанной полосы. Потому что, при такой верстке полоса выглядит неаккуратно и становится неудобной для чтения. Следовательно, такие строки необходимо убирать при помощи приемов вгонки и выгонки строк (можно уменьшить или уменьшить число набранных строк за счет уменьшения или увеличения межбуквенных пробелов).

    Расстановка переносов

    Хотя в некоторых случаях дизайнеры стараются их избежать, специально не размещая текст во всю шину полосы, а смещая к тому или другому краю печатного поля. При классической вёрстке переносы не делают в словах, которые переходят с нечетной полосы на четную. Это делает издание неудобным для чтения: приходится переворачивать страницу, только для того, чтобы прочитать окончание слова. Перенос же слов на одном развороте в верстке допускается.

  1. Для серьезного издания (даже для некоторых видов буклетов) потребуются серьёзные профессиональные компьютерные программы , специально предназначенные для многостраничной вёрстки.
  2. Необходимо построение модульной сетки . Она может меняться от выпуска к выпуска (у буклетов и брошюр) или быть постоянной на протяжении долгого периода в зависимости от идеи и концепции издания (журнала).
  3. Касательно брошюр и журналов, особого внимания требует корешок . Как и чем будет переплетено будущее издание лучше знать в процессе вёрстки.

    Это поможет спланировать грамотный разворот брошюры или журнала, модульная сетка на отпечатанной многостраничном продукте съедет. 5 мм потеряют на КБС, десять - на полиграфических болтах. Эксклюзив вообще непредсказуем.

    Иногда в процесс вёрстки и вообще в переплетное дело вмешивается заказчик. Сам того не желая. Берёт бумагу потолще, для солидности, добавляет парочку разворотов и… получает целый пакет неприятностей. Не получается соединение скрепкой, выпирают внутренние страницы блока и уходят под нож, проблемы с изменением способа печати, ввиду неожиданного уменьшения тиража и другие технологические нюансы… проблемы…

  4. Работа с иллюстрациями

    Нередко заказчик не предоставляет иллюстрации, или предлагает их в непригодном качестве, настаивая на их использовании. Следует идти на компромисс, добиваясь, чтобы иллюстрации ля серьёзного издания были надлежащего качества, размера и всех необходимых технических параметров. В случаях с фотографиями - лучше переснять материал, воспользовавшись услугами собственного профессионального фотографа.

    Материальная сторона

    Затраты со стороны заказчика на вёрстку напрямую влияет на её качество. Материала обычно много, бюджет ограничен, количество полос строго рассчитано. Если что-то не умещается, лезет, заказчик, снова вмешивается в творческих и технических процесс, ломает отстроенную модульную сетку, стараясь заполнить важной информацией каждую свободную клеточку.

    Выход - бизнес-портреты, выездные фотосессии на производстве и т.д. И не внимать заверениям заказчика, что «нужное достанут в интернете или отснимут своими силами. Обрабатывать низкокачественных изображений займет много времени, сил и нервов при вёрстке, которые не будут оценены заказчиком.

    Результат - плохие, вытянутые «из ничего» иллюстрации испортят самую прекрасную типографику.