Пещерный город в италии. Выходные в матере. Национальный музей Доменико Ридола

Матера – один из самых известных итальянских городов, расположенный в регионе Базиликата перпендикулярно небольшому ущелью. Эти территории были обжиты человеком еще во времена палеолита, а сам город, предположительно, был основан римлянами в 3-м веке до н.э. под именем Матеола. В 664-м году Матеру захватили лангобарды и сделали ее частью Герцогства Беневенто. В 7-8-м веках окрестные пещеры были заселены монахами-бенедиктинцами и последователями греческой православной церкви. В следующих столетиях на этих землях разворачивались жестокие битвы между сарацинами, византийцами и германскими императорами, и Матера не раз подвергалась разрушениям. После того, как в 11-м веке в Апулии обосновались норманны, город перешел под их власть. Только в 15-м веке Матера стала владением Арагонской династии, а позднее она даже была столицей Базиликаты. В 1806-м году столичный титул был передан Потенце, а в 1927-м году Матера стала административным центром одноименной провинции. Интересно, что в 1943-м году жители Матеры первыми в Италии подняли восстание против фашистско-немецкой оккупации.

Во всем мире Матера известна своими «сасси» - античными жилищами, вырубленными прямо в скалах. Эти сасси считаются одними из первых человеческих поселений на территории Апеннинского полуострова. Многие сасси представляют собой обычные пещеры, а улицы в некоторых частых «каменного города» расположены прямо на крышах домов. В 1950-х годах правительство Италии насильно переселило жителей сасси в современный город, однако в последние десятилетия некоторые семьи вернулись. Сегодня Матера может считаться единственным местом в мире, где люди живут в тех же самых домах, что и их предки около 9 тысяч лет назад. Многие сасси ныне превращены в элитные отели и рестораны, а весь комплекс в 1993-м году был включен в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО – первым на юге Италии.

Помимо сасси в Матере сохранились многочисленные религиозные строения, в том числе выдолбленные в скалах церкви, которые считаются одними из интереснейших местных достопримечательностей. Важным памятником архитектуры является Кафедральный собор Санта Мария делла Бруна, построенный в 13-м веке в апулийско-романском стиле. Другие заслуживающие внимания церкви – Сан Пьетро Кавеозо и Сан Пьетро Баризано. Также стоит осмотреть недостроенный замок Кастелло Трамонтано начала 16-го века. Еще в Матере есть Археологический музей, Музей современного искусства, Музей Средневековья, Музей крестьянской цивилизации и Музей современной скульптуры.

Путешествуя на машине от Адриатического побережья, следует двигаться по автомагистрали Болонья - Таранто до выезда к Бари-Север. Далее по дороге SS 99 в направлении Алтамура - Матера.

От Тирренского побережья удобный путь по шоссе Салерно - Реджо - Калабрия, выезд с шоссе к Сичиньано-дельи-Альбурни. Далее нужно ехать по дороге SS 407 в сторону города Потенца, а затем до Метапонто вплоть до указателей на Матеру.

Поиск авиабилетов в город Бари (ближайший а/п к Матере)

Популярные отели Матеры

Гиды в Матере

Развлечения и достопримечательности Матеры

Сасси-ди-Матера

Сасси-ди-Матера - исторический район города Матеры. Он считается одним из первых поселений в Италии и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Оно выросло на одном из склонов ущелья Ла-Гравина, образованного рекой, от которой сейчас остался лишь небольшой ручей. Элегантные жилища, вырубленные в известняковом камне туфе, чередуются с подземными пещерами и лабиринтами, формируя единый потрясающий пейзаж.

В 1950 году правительство Италии переселило большинство населения Сасси-ди-Матера в «новую» Матеру. Но и по сей день скальный город обитаем. Сейчас Сасси, пожалуй, единственное место в мире, где люди живут в домах своих предков, населявших этот район около 9 тысяч лет назад.

Район Сасси делится на две части: появившуюся первой Сасси-Кавеозо и более позднюю Сасси-Баризано. В Сасси можно увидеть бесчисленное множество церквей, каждая из которых имеет свои отличительные особенности: от величия церкви Сан-Пьетро-Баризано, в которой часто проходят джазовые концерты, до богатства иконографи Санта-Лючия-алле-Мальве. Конвичинио-ди-Сант-Антонио представляет собой целый комплекс пещерных церквей, войти в который можно через элегантный портал, где четыре церкви, каждая в своем собственном стиле, выходят во двор.

Скальное обнажение Монтерроне хорошо просматривается с многих точек. Внутри скалы находятся церкви Санта-Мария-де-Идрис и Сан-Джованни, соединенные проходом и образующие единый комплекс.

К церкви Санта-Мария-де-Арменис легко добраться из исторической части города Матеры. Фасад церкви выложен каменной кладкой и украшен стрельчатыми арками. В наши дни в церкви проводятся художественные выставки.

Церковь Санта-Барбара с ее потрясающими фресками и иконостасом - настоящая жемчужина «пещерного» искусства Сасси.

Обязательно стоит осмотреть пещерный комплекс церквей Мадонна-делле-Вирту и Сан-Никола-деи-Грэчи. Каждое лето комплекс становится площадкой для международной выставки скульптуры, организуемой ассоциацией «Ла-Скалетта».

Входной билет в 5 пещерных церквей составляет 6 EUR, в три церквей - 5 EUR, одной церкви - 2,50 EUR. Посетить церкви Санта-Мария-де-Арменис и Санта-Барбара возможно только по предварительному запросу. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Национальный музей Доменико Ридола

Узнать об истории города можно, посетив Национальный музей Доменико Ридола, основанный в 1911 году. Доменико Ридола был врачом и сенатором, обожал античность. К концу 19 века он провел ряд раскопок, в ходе которых обнаружил поселения эпох палеолита и неолита. На основании своих исследований он собрал коллекцию археологических артефактов, которая с тех пор пополняется и обновляется сотрудниками музея. Музей открыт для посетителей ежедневно, с 14:00 до 20:00; стоимость входного билета составляет 2,50 EUR.

Дворец Ланфранчи

Во дворце Ланфранчи размещается коллекция Музея современного искусства Базиликаты , а также внушительное собрание работ Карло Леви и многочисленные картины 17-18 вв., принадлежащие кисти художников неаполитанской школы. Музей открыт ежедневно с 09:00 до 19:00, 24 и 31 декабря - до 13:00; стоимость входного билета - 3 EUR.

August 9th, 2013 , 02:09 pm

Вчера ездили в Матеру. Это место, где людям в течении 20 лет наносили пользу. И преуспели в этом. Но через некоторое время после завершения этого действа обнаружили, что в результате потеряли свои корни и традиции - и начали усиленно это делать восстанавливать из оставшихся обломков. И теперь толпы туристов смотрят на развалины старого счастья и его реанимированную часть. Происходило все это здесь.

А теперь - подробности поездки.

В Матеру мы поехали по железной дороге. Вообще в Бари кроме TrenItalia еще три местных автобусно-железнодорожных компании, каждая со своей сетью. Я об этом узнал еще в Москве по информации , а в этом отчете нашел схему расположения вокзалов на Bari Centrale/ И то и другое мне сильно помогло - по ссылкам на сайты компаний я выкачал расписание, а расположение помогло быстро сесть на поезд, без этой информации было бы затруднительно. Правда, расписание оказалось неверным, но, к счастью, не сильно: реально поезда идут минут на 5-10 позже.

Туда ехали на таком старом состав, я первый раз ехал на нем в Европе. Жара, окна открыты.

Но назад мы ехали на современном поезде с кондиционером, вот он стоит на вокзале уже вечером, рядом со старым.

Вообще такие отдельные и, наверное, вполне окупаемые железные дороги меня наводят на грустные мысли - что ж у нас считается, что пассажирская железная дорога - это дорого и нерентабельно? Правда, цены тут повыше, примерно вдвое - 1.5 часовая поездка стоит 4.5 евро, в то время как в наших электричках - около 100 рублей. Но и электрички тут маленькие, а значит стоимость одной поездки дороже. А дорога - одноколейная с разъездом на станциях. Это - станция.

А вокруг - оливковые плантации. Поезд идет до Матеры 1.5 часа, пересадка в Altamura. Правда, в Altamura выяснилось, что в августе до Матеры вместо поезда идет автобус той же компании, но это проблем не доставило - пересели с поезда на нормальный междугородний автобус и поехали дальше. На поезде - интереснее, хотя и без кондиционера. Выехали чуть раньше десяти, в Матеру приехали около половины двенадцатого. Минус - на вокзале никакого туристического офиса, и вообще пустота, какая-либо инфраструктура отсутствует полностью. Но спросили, где тут информация для туристов, нам махнули рукой и в результате мы оказались на главной площади, перед входом в Sassi - старую часть Матеры, которая и привлекает туристов. Только туристический офис у входа на площадь был закрыт.

Это виды со смотровой площадки и от входа.

Залезли в старую цистерну. Реально смотреть там особо нечего - пещера как пещера. Но гид рассказывает историю. Мы, правда, не слушали по причине плохого знания языков, так, краем уха. Экскурсия на итальянском и английском. А мы быстро пробежали.

Еще раз спросили - где бы раздобыть карту, потому что без нее соваться в каменные джунгли не хотелось. Нас направили в частное агенство, но по пути я увидел-таки работающий туристический офис, где мне продали карту за 1.50 евро. Подозреваю, что в частном офисе была бы другая, бесплатная карта, которую я потом взял в кафешке в середине прогулки. Так вот, платная - лучше, потому что в ней подробно показаны все лестницы и проходы и можно гулять не только по туристическим маршрутам. А в бесплатной - только туристические маршруты, правда их больше.

И мы смело пошли. В общем-то излишне смело, потому что Матера - это каменная чаша, солнце стояло почти в зените, а тени - не было.

Очень быстро захотелось пить, тут увидели Остерию. Хозяин предупредил, что через 15 минут они закрываются на сиесту, но если вода - то нет проблем. Мы даже хотели взять и пойти, но он пригласил сесть и отдохнуть, потому как воду в стекле таскать неудобно. Так мы с удивлением оказались в первом sassi - пещерном жилище. Потому что Остерия, снаружи небольшая, оказалась глубоко уходящей под землю. Вот, можно посмотреть.



А когда мы выпили воду, то попытку расплатиться хозяин вежливо отверг. Вот как эта Остерия выглядит снаружи - хозяин там хороший и радушный, жаль, что у нас не получилось к вечеру туда вернуться. Расположено на Via Fiorentini.

Следующее куда мы забрели был sassi Cave Dwelling, в котором воссоздана обстановка прежней жизни. Кроме обстановки там идет рассказ, и у них есть запись на русском. Из нее мы и узнали историю о нанесенном счастье. В 60-е годы был принят закон, по которому кварталы с пещерными жилищами подлежали обязательному принудительному расселению. Которое продолжалось 20 лет, и, думаю, далеко не все жители восприняли это с радостью. А потом кварталы начали разрушаться. И тут уже другие люди спохватились про наследие предков, утрату традиций и прочие подобные вещи. Был принят новый закон, останки счастья признаны культурным наследием, и теперь это туристический объект. Люди могут купить разрушенный sassi, восстановить его и жить. Но дух запустения - он витает во многих кварталах, гуляя дальше мы это видели. А подземные церкви же взяло под свою руку государство. Правда, фрески поела плесень, а ценные могли и вывести, но там, где они остались - их как-то законсервировали. А в проспектах - выдают яркие фотошопленные варианты, поэтому снимать внутри нельзя.

Впрочем, это я забегаю вперед. Cave Dwelling был восстановлен семьей, которая раньше жила в sassi - но основе воспоминаний. Он не единственный, но вот есть ли в других русская запись, я не знаю. В еще одном, куда мы заходили - не было. Расположен на Via Fiorentini и это - единственный ориентир, который я могу дать. Указатели все стандартные, Casa Grotta, и в проспектах оно одинаково, а основное место показано другое, мы там были и там похуже.

А вот как это выглядит. Основное помещение внутри, как гостиная, от него вглубь отходят еще два, спальня с двухэтажной кроватью и другое, где держали скот. Семьи жили большими. Кухня наоборот, в передней части. Для воды - колодец в специальный резервуар внизу, куда собиралась дождевая вода - других источников не было.





Очаровательная кошечка на диване.


Потом мы вышли к каньону с роскошными видами. Оказывается Матера - не чаша, как видно с площадки, она как раз на склонах каньона. По дну течет речка, судя по всему сейчас туда сбрасывают очищенную канализацию.

Поднялись к монастырю августинцев, зашли в церковь. Там можно купить билетик за 2 евро и пройти в подземную церковь San Giuliano - небольшая пещерка с 5 фресками. Успели как раз перед сиестой, когда мы вышли - билетер сворачивался и закрывал церковь.


Спустились вниз, и пошли вверх к кафедральном собору. Развалины sassi. Вход и то, что за входом.

На стене была мадонна.

Кафедральный собор оказался закрыт, то ли на сиесту то ли вообще.

Зато сели на площади в кафешке. Цены не так чтоб демократичные, но как потом оказалось, для Матеры - очень даже ничего. Кафешка - при 5-звездочном двухэтажном отеле, для желающих пожить в историческом наследии. Хотя если уж хочешь погрузиться - живи в sassi. B&B и мелкие отельчики разбросаны по всему городу. Впрочем, может у этого отеля тоже есть подземная часть:)

Собор - на холме, от него хорошие виды.

Шли нетуристическими тропами. Пустые sassi. Дух нанесенной пользы и причиненного добра. Отдельные - восстанавливаются и отделываются, где-то уже живут. Снова каньон. Можно спуститься вниз и прогуляться - дальше есть спуск и висят схемы маршрутов. А на другой стороне видны пещеры совсем не обустроенные.



А здесь - уже обустраиваются.

Выход вентиляции

Здесь что-то делали с двумя блоками...

Цветочки на стене

Виноград ползет по стене и там, наверху - разросся. Висят грозди.

Церковь San Pietro Kaveoso. Хорошо сохранился потолок.




Еще один Casa Grotta, как их здесь называют. Восстановленный быт, в пещере - лошадь, а не осел. И еще пара пещер рядом, одна - была церковью, но остались одни стены.





Дальше мы еще смотрели подземные церкви; Santa Lucia alle Malve, Santa Maria de Idris вместе с San Giovanni in Monterrone и комплекс из четырех церквей Sant Antonio, San Donato, Sant Eligio и Temple Cadute. Одна-две и даже четыре расположенных рядом. Восходят к 12 веку, включая сохранившиеся кусочки фресок - 12-14-17 век. Фрески поела плесень, то что осталось - сильно бледное, фоткать внутри нельзя, а в проспектах фотошоп создает куда более приятное впечатление. Вот спрашивается, почему о культурном наследии было не позаботиться раньше, когда кварталы расселяли, сохранить церкви? Да и людям - вполне можно было дать возможность остаться, переориентировав на обслуживание туристов. Дать возможность расселения, а не обязывать.

Вход в подземную часть церкви и то, что там видно. Спуститься можно в соседнюю, там голые стены.

Еще разные sassi и общие виды

Восстанавливая дом, откуда-то притащили ангела.

Вышли из sassi наверх. Была длинная лестница, так что сразу плюхнулись в кафе на площади San Francesco. Nen-то и оценили, что у Duomo цены были вполне ничего, а ассортимент - хороший.

И пошли смотреть более современный город. То есть относительно sassi современный, а так барочные церкви 17 века, вполне себе достойная старина.

Череп - роскошный.

Мадонна с младенцем и живым святым духом:)

Забрели в археологический музей - Museo Ridola. Каменные топорики ножики и черепки. Но лежит все в таких старинных витринах, витает академический дух. Потом выходишь в греческие залы, довольно много ваз.



Реконструкция какой-то "типичной хижины".

Музей искусства - Palazzo Lanfranchi. Сначала тебя направляют мимо каких-то инсталляций современного искусства, а потом поднимаешься на второй этаж и обнаруживаешь вполне достойные залы старого искусства. В том числе старые фрески, которые откуда-то принесли, быть может как раз из церквей sassi. И дальше - от прошлого к более современному.

У картины написано, что St Eustachio, но, по-моему, это известная сказка про золоторогого оленя. Впрочем,

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

В одном из наиболее самобытных регионов Италии, в солнечной Базиликате, находится маленький городок, привлекающий внимание своей необычной историей и уникальной архитектоникой. Древний город Матера, выскобленный в скале, является центром одноименной провинции и с 1993 года находится под защитой ЮНЕСКО, став первым культурно-археологическим памятником южной Италии, внесенным в Список Всемирного Наследия.
Трудно себе представить, но еще несколько десятилетий назад пещеры Матеры были обитаемы! Сегодня же, это место представляет собой уникальнейший экземпляр городской экосистемы, редчайший архитектурно-ландшафтный ансамбль, увековечивший своим естеством значительные моменты в истории человечества: от первобытных пещерных жилищ, высеченных в скале, до сложных городских сооружений, построенных на поверхности земли и интегрированных с природным ландшафтом. Исключительную радость доставляет тот факт, что Матера в 2019 году станет культурной столицей Европы!

Матера: история возникновения

История Матеры уходит далеко вглубь столетий. Одной из самых необычных особенностей этого города является тот факт, что территория Матеры была беспрерывно заселена с эпохи палеолита вплоть до наших дней. Считается, что этот удивительный город является одним из древнейших в мире.

В пещерах, разбросанных вдоль Матеранского ущелья, были найдены различные объекты, свидетельствующие о том, что поселение в этом месте существовало еще со времен палеолита. Согласно заключениям археологов, первые деревни в этих местах начали появляться в период неолита. От жилищ этого временного отрезка до сих пор сохранились углубления для бревен, выскобленные в скальных породах, а также цистерны для воды, хранения зерна и даже древние гробницы.



Большое влияние на развитие города произвела греческая культура. Практически с уверенностью можно сказать, что Матера представляет собой истинно греческий город. Это предположение подтверждается и изображением на его гербе быка – типичного символа Великой Греции. Другие исследователи считают, что этот бык – эмблема древнего греческого города Метапонто, жители которого были вынуждены бежать в Матеру после того, как их родной город был разрушен римлянами. Кроме этого, колоски зерна, украшающие все тот же герб Матеры, являются неотъемлемой частью античных греческих монет.

В период позднего средневековья, уже после падения Западной Римской Империи, Матера переживала сложнейшие и беспокойнейшие времена, переходя под контроль то лангобардов, то византийцев, то сарацинов, пока в 867 году не стала жертвой кровопролитной битвы Людовика II, объединившегося с лангобардами против войск сарацинов. Относительно спокойный период для Матеры начался в XI веке с приходом норманнов.

С первой половины XVI века город начал борьбу за собственную автономию. Началом этому послужили события 1514 года, когда матеранцы восстали против тиранской политики Джован Карло Трамонтано, установившего неслыханно высокие налоги для населения.

Во второй половине XVII века Матера, находясь под контролем Испании, стала главным городом Базиликаты и одновременно местом заседаний Королевского Суда. Это послужило толчком к демографическому росту и строительному буму, однако привело и к социальному упадку. Резкое увеличение населения заставило матеранцев селиться в помещениях, использовавшихся ранее в индустриальных целях, а на улицах начали процветать беспорядки.


В 1927 году Матера стала административным центром одноименной провинции. Только в 1952 году началось строительство новых жилых кварталов и матеранцы стали покидать свои пещерные жилища. На тот момент в гротах Матеры проживали порядка 15000 человек. Последние «пещерные жители» Матеры были переселены только в 70-х годах 20-го века. В 1986 году Сасси ди Матера, остававшиеся заброшенными на протяжении нескольких десятков лет, начали постепенно восстанавливать, а в 1993 году этот удивительный город был внесен в Список Всемирного Наследия.

Мать-Земля или все-таки Звездное небо

Пещерный город Матера, название которого звучит довольно мужественно и бесстрашно, настолько древний, что проследить возникновение этого названия довольно не просто. Относительно истоков его происхождения имеется много любопытных предположений, хотя и доподлинно неизвестно, как древние жители именовали данное поселение в доисторические времена.



Согласно некоторым исследователям город Матера в античности именовался Mateola, а данное название происходит от греческого Mataios olos, что обозначает «Все пустое». Данная теория весьма оправдана, учитывая тот факт, что город представляет собой, по сути, полую скалу.

Другое предположение относится к важному историческому событию периода эллинизма, когда в I веке до нашей эры данное поселение приняло беженцев из разрушенных римлянами греческих городов Метапонто (Metaponto) и Эраклея (Heraclea), названия которых и послужили образованию нового топонима Met+Hera.
Не исключено, что Матера происходит от слова Mather, то есть Madre Terra, что в переводе с итальянского означает «Мать Земля».



Помимо перечисленных гипотез, есть и более романтичная интерпретация происхождения слова Матера. Некоторые исследователи утверждают, будто название города происходит от греческого Metèoron, что в переводе означает «звездное небо». Эта версия вполне имеет право на существование. Ведь если себе представить Матеру в древние времена, когда в темное время суток у жилищ матеранцев горели осветительные лампы, город, переливающийся многочисленными огнями, издалека становился похож на настоящее звездное небо.

Город Матера – уникальный жилой комплекс

На сегодняшний день Матера является настоящим сокровищем Базиликты, исключительным и самобытным, привлекающим внимание многочисленных туристов со всего мира. Сасси ди Матера – так именуется сегодня исторический центр города – состоит из трех фракций: Сассо «Кавеозо», Сассо «Баризано» и район «Чивита», расположенный на возвышенности.

Старые кварталы Матеры представляют собой сеть узких переулков и крутых лестниц, арок и подземных галерей. Помимо пещерных жилищ бедняков, здесь можно увидеть и дворцы зажиточных горожан с балконами и широкими террасами, а также многочисленные церкви, которые, как и все остальные единицы городской архитектуры, вырыты в туфе.

Многоуровневая структура города оборудована уникальной системой водоснабжения, функционирующей за счет многочисленных цистерн, приспособленных для сбора атмосферных осадков. Даже в самый жаркий период вода в системе оставалась свежей и прохладной.

Трансферы в Матеру

Компания KiwiTaxi предлагает комфортабельные трансферы в Италии . Опытные водители встретят вас лично и доставят в гостиницу, аэропорт, на железнодорожный вокзал, в морской порт или же по указанному адресу.

Жилища матеранцев выскоблены в туфе – уникальной горной пористой породе, являющейся легкой в обработке и в тоже время довольно прочной. Из туфовой массы, оставшейся после вырытого в скале пространства для будущего жилья, выкладывали фронтальную стену, оставляя место для входной двери и окна – единственного источника естественного освещения. Излишки туфа продавали более состоятельным жителям, которые могли себе позволить достраивать на поверхности дополнительные помещения, увеличивая, таким образом, площадь собственного жилья. Перед гротом, как правило, находился огород, обустроенный на крыше расположенного уровнем ниже дома другого жителя.



В каждой обитаемой ячейке имелась собственная цистерна с водой, куда поступала жидкость с верхних, более крупных накопителей, а также с небольших водосборных желобов, предусмотренных для каждого отдельного грота. Цистерны соединены между собой, поэтому вода равномерно распределялась между всеми домами.
Жидкость, поступавшая в накопители, отстаивалась и становилась пригодной для употребления. Поскольку цистерны располагались в подвальном помещении дома, то доступ к воде осуществлялся через специальное отверстие в полу жилища.

Пещерный город Матера: устройство жилища

В разные исторические периоды число жителей Матеры достигало 15 тысяч человек. На довольно ограниченной площади грота должны были уживаться несколько поколений. Сложно поверить, но в туфовых пещерах помимо самих хозяев, жили и их животные. Конечно, наличие кошек и собак в доме ни у кого не вызывает удивления, однако в гротах Матеры вместе с людьми находились кролики, куры, ослы и даже лошади! Электричество было проведено в город только в третьем десятилетии 20-го века. Бедные семьи могли себе позволить приобрести всего одну лампочку.


Кроме этого, в домах бедняков находилась, как правило, всего одна кровать: широкая и высокая, а также один стол, за который могли поместиться только два человека. Под кроватью хранили запасы дров или сена, там же помещали наседку. Высота лежанки могла достигать одного метра, на ней спали взрослые. Самых маленьких укладывали в люльки, дети постарше и подростки располагались на больших сундуках с зерном или одеждой.


Пищу матеранцы готовили на небольших дровяных плитах, а вот хлеб выпекали в общественных пекарнях. Говорят, чтобы не было путаницы, каждая хозяйка ставила на своем изделии соответствующие фамильные метки.
Общими в Матере были и прачечные. Вместо стирального порошка в древние времена использовали золу.

Где остановиться в Матере

Как добраться в Матеру

Из Бари на автобусе

Из Бари наиболее удобный вариант – воспользоваться услугами транспортной компании FLIXBUS, автобусы которой отправляются от железнодорожного вокзала Bari Centrale два раза в день. Рейсы по маршруту Бари – Матера осуществляются ежедневно, кроме четверга и пятницы, время в пути составляет 1 час 10 минут.

Из Бари на поезде

При поездке в Матеру по железной дороге из Бари стоит быть особо внимательным :

  • поезда отправляются с вокзала железнодорожной компании FAL (Ferrovie Appulo Lucane), расположенной в стороне от главного вокзала Bari Centrale;
  • поезд Matera – Gravina отправляется с 1 пути;
  • важно сесть в правильный вагон! После города Альтамура, одна железнодорожная ветка уходит на Матеру, а вторая – в направлении Гравины, при этом только первый вагон состава из Бари идет до Матеры. Ищите на нем указатель маршрута с надписью Matera-Sud;
  • при посадке в любой другой вагон кроме первого, до станции Альтамура необходимо перейти в первый вагон поезда.

Из Неаполя на автобусе

Добраться в Матеру из Неаполя можно теми же автобусами FLIXBUS, совершающих ежедневные рейсы в Бари. Они отправляются от общественной автопарковки Metropark, расположенной рядом с центральным вокзалом Napoli Centrale, а также от железнодорожной станции Napoli Campi Flegrei, находящейся на конечной станции неаполитанского метрополитена по Линии 6 «Mostra». Учитывая, что расстояние между Матерой и Неаполем составляет более 200 км., на дорогу понадобиться порядка четырех с половиной часов.